В своей спортивной карьере ты добивался побед, но трудностей тоже было немало. Расскажи, как начинался твой спортивный путь?
Активно заниматься греблей я начал еще в раннем детстве, лет с десяти, наверное. Получается, что уже больше 13 лет практикую этот вид спорта. Почему каноэ? Потому что мои родители до этого занимались тоже греблей, и именно они привели нас с братом в этот спорт. Все, наверное, шло к тому, чем я сейчас занимаюсь. Уже в 2014 году я стал профессиональным спортсменом, и начал выступать на международных чемпионатах: Европы, Мира, на юношеских Олимпийских играх.
В 2016 году ты попал в допинговый скандал. Ты завоевал бронзу в Рио, но затем тебя дисквалифицировали. Что все-таки произошло?
Это был тест, который я сдавал за месяц до Олимпиады. Олимпийская проба у меня была чистая. То есть я сдавал две пробы незадолго до состязаний: одна была отрицательная, а вторая положительная. Во время игр сдавал еще один тест, и он тоже оказался отрицательным, но в [Олимпийском] комитете приняли решение о дисквалификации.
Дисквалификация — это ведь не просто отстранение, за этим следуют какие-то санкции. Это сказалось на твоей подготовке?
Это и эмоциональное давление. Представьте, вы добиваетесь какого-то результата, а вам говорят: «Да нет такого». Ты столько к этому стремился, а у тебя забирают медаль и на четыре года отстраняют от соревнований и финансирования. Это были очень сложные четыре года. Постоянно преследуют мысли о том, что у тебя что-то отобрали, а тебе надо доказать, что решение было несправедливым. Чтобы это доказать, надо тренироваться, а международные федерации запрещают тебя финансировать и выступать на каких-то соревнованиях. Ты — как отшельник.
Сейчас я сдаю намного больше допинг-тестов, чем раньше. В прошлом году, чтобы выступить на одном из этапов Кубка мира, за месяц я сдал четыре допинг-пробы, а после соревнований — еще две.
Уже осознал, что ты — олимпийский чемпион?
Сейчас, спустя пару дней, уже все понимаю. Но это произошло не сразу. Поначалу не верилось, потому что за очень короткий период времени накопилось много разных мыслей, эмоций. И усталость, конечно, дала о себе знать. Больше всего сложностей во время состязаний было из-за жары, влажности и коротких перерывов между полуфинальным и финальным заездами. Ты выезжаешь на первый старт, полтора часа отходишь, а затем второй старт. Это сложно, учитывая, что на других чемпионатах разница между заездами исчисляется не часами, а сутками.
Ты пересекаешь финишную черту. Какие у тебя чувства в этот момент?
Первая мысль, которая тебя посещает в этот момент: «Наконец-то это все закончилось, и теперь можно уже отдохнуть». Этап подготовки, этап состязаний — все это занимает очень много физических и моральных сил. Поэтому, несмотря на всю романтичность момента, ты думаешь не о том, как все это красиво, а об отдыхе, о восстановлении сил. Возникает огромное чувство облегчения, связанное и с тем, что все закончилось, и с тем, что все усилия были оправданы. У тебя медаль.
Последние несколько дней твои фотографии повсюду: в соцсетях и в местных СМИ. Смущает возникшая популярность?
Я не так активно пользуюсь соцсетями. Фотографии особо не выкладываю, не такая уж я и «медийная личность». Если есть свободное время, могу зайти минут на двадцать, но никак не зависать там целыми днями. Вообще перед соревнованиями отключаю Instagram, Facebook и остальные соцсети, чтобы не мешали концентрироваться. Это лишняя трата времени впустую. Обычно я предпочитаю это время потратить на прогулку или на тренировку и подготовку к ней.
После Олимпийских игр молдавские спортсмены, как правило, встречаются с руководством страны. Думал ли ты о возможной встрече с президентом?
Знаю, что это предстоит. Когда мы были на Играх в Рио, нас провожал президент. Думаю, что сейчас, когда приедем, нас тоже встретят, потому что мы достойно себя показали. Многие ребята попали в финал с 5, 7 и 8 местами. Это хорошие результаты, заслуживающие не меньшего уважения.
Еще не думал, что скажу президенту при встрече, но, думаю, до того момента что-то подготовлю. Просьбы будут, это я знаю точно: надо выделять больше денег, потому что иначе очень сложно добиться хороших результатов. В любой федерации спорта деньги лишними не бывают, всегда найдется, на что их использовать: на инвентарь, форму, спортивное питание, на сборы и подготовку юных спортсменов.
Что больше всего запомнилось на этой Олимпиаде?
Японцы — очень гостеприимный народ, улыбчивый. Что касается соревнований, тут мне запомнится относительно хорошая погода — слабый ветер был нам в помощь, так как мы всегда выступаем на открытых водоемах.
Мечта любого спортсмена — стать Олимпийским чемпионом. У тебя она реализовалась. Какая следующая цель?
Попасть на следующие Олимпийские игры, которые должны состояться в Париже в 2024 году. Для меня будет символично поехать уже на третьи Игры. Мечта каждого спортсмена — поехать не на одни Олимпийские игры и завоевать не только одну медаль. Не надо забывать, что у меня бронзовая медаль, а есть и золото, которое все стремятся заполучить. Я — не исключение.
Примечание: Сергей Тарновский— участник летних Олимпийских игр 2016 в Рио-де-Жанейро, бронзовый призер чемпионата мира, серебряный призер чемпионата Европы, чемпион юношеских Олимпийских игр в Нанкине, многократный победитель и призер национальных соревнований в Молдове.